Появилась необходимость пояснить некоторые моменты.
1. Копирование чужой идеи.
Как таковое копирование идеи НЕ является плагиатом. Пожалуйста, не надо впадать в крайности: "Ой, ситуация Кёко-семпай, Рен-кохай уже была здесь озвучена. Всё. Значит табу теперь на это" и т.п. Да, сама идея фика не нова, но... если прослеживается при прочтении копирование чужих сюжетов, стиля написания и пр. - это одно, если вы преподносите своё виденье героев, в тексте не видно "отсылок" к похожим фикам других людей, параллелей с ними - это другое. Поэтому просьба:
2. Не бойтесь писать!
Просто удалите из головы всё ранее увиденное/прочитанное и оставьте перед глазами мангу как первооснову. Всё. Больше вам ничего не надо. Фиков других людей, в этот момент, для вас существовать не должно. Перед вами герои манги "Skip Beat!" - такие, как их придумала госпожа Накамура, а не вторые лица. Так что пишите с них, добавьте в них себя, своё виденье (ведь в манге отражено далеко не всё и есть большой полёт для фантазии). Поверьте, когда человек пишет сам, в том плане, что не опирается на творчество других авторов, это видно сразу! Полюбите своих героев и они ответят вам взаимностью, в виде хорошего конечного результата. Он может получиться сырым в итоге, с кучей ошибок, каких-то несостыковок, но в этом фике будете видны ВЫ. Он будет живым, ВАШИМ во всех смыслах, даже если идея для него была озвучена другими и не раз. Поэтому, пожалуйста, не бойтесь писать! Если герои выстраданы, если вы прочувствовали их, прожили ими фик, то вас никогда не обвинят в копировании чужого, поверьте.
3. Будьте собой!
Хочется чтобы Рен полетел на воздушных шариках, хоть это бред полнейший? Вы это видите? У вас это ярко, живо, образно стоит перед глазами? Так пишите! В ваших фантазиях Кёко упорно рыдает по любому поводу и без? Пусть рыдает и на бумаге! Да, это ООС, но лучше так, чем вы убьёте картину в голове со словами: "Нет, нет! Этого быть не может! Так никто не пишет!" и заставите её насильно улыбаться. Вы понимаете, что этим вы себя же зарываете? Хочется ангста? Да здравствует ангст большой и маленький! На 3 листа, на 30, на 300! Пока муза благослонна и есть тяга писать, творите! Если в вас это бьётся, вы это чувствуете, то не надо подстраиваться под чужие жанры и стили. Не надо себя ломать! Не пытайтесь писать как все; пишите как хочется именно ВАМ! Формируйте свой авторский стиль и почерк.
В правилах я написала, что в шапке фика надо указать данный пункт. Давайте будем честным и совестливыми. Если вы чувствуете, что строчите под влиянием чужого творчества (особенно чужих фиков с форума), то сделайте небольшую пометку об этом. Претензий к вам не будет! Не будет потом обидно и неприятно, когда вас ткнут в копирование чужого, если оно ненароком последует. Счастливо, со спокойной душой, будете писать свой фик, а другие с удовольствием почитают то, что получилось. Оригинальную идею придумали не сами, а взяли у кого-то? Отпишитесь. И, пожалуйста, тут тоже не следует впадать в крайности. Какие?
"Во-первых, к созданию данного фика причастна погода: если бы этот четверг не выдался столь хмурым и дождливым, то я бы даже не села творить, а поехала бы с родными на шашлыки. Спасибо тебе, западный антициклон! Во-вторую очередь, я хочу поблагодарить своего брата, который не захотел накануне выйти погулять с нашим очаровательным мопсиком Амадеем. Мне пришлось это делать самой. И вот, гуляя с ним, я засмотрелась на мимо пролетавшую ласточку, и в этот момент меня осенило: "А что если сделать из Кёко Дюймовочку!", а потом мой взгляд привлекла завернувшая за угол Тайота и поняла, что времена нынче другие, и виденье той Дюймовочки сегодняшним читателем, наверно, кардинально отличается от виденья её моими современниками... нет уже того трепета, той веры в сказку у людей. Именно эта мысль, превратила Кёко из Дюймовочки в озорную девчушку одного провинциального городка на северо-западе Японии (А тут ещё по сюжету у Накамуры она верит в эльфов. Правда, здорово получилось? А связь с Дюймовочкой вы ещё сможете отметить на страницах этого фика.). Так что, спасибо водителю этого автомобиля. Но! Но... на этом метаморфозы главной героини не закончились! Я наконец-то подошла к главному! Вам наверняка интересно узнать как же эта скромная девушка угодила под колёса машины Тсуруги (самое начало моего фика). Так вот данная идея меня посетила после прочтения манги Синдзё Маи, которую я бы даже не открыла, если бы не новость, про начало продажи в сети билетов на концерт малоизвестной, но очень любимой мною группы "Ангелы во плоти". Данная новость оказалась ложной, но, перейдя по одной из левых ссылок на форуме группы, я наткнулась на описание указанной выше манги, а уже потом решила её почитать. Спасибо моей любимой группе, человеку, который выложил ту ссыль, и автору манги. Я прочла большую часть фиков на данном форуме! Хочу склонить голову перед талантом следующих людей: ..., ...., ...., ....., ....., ......, ......, ..... Своим творчеством они побудили меня начать писать про Кёко и Рена. Вполне возможно, что я скопировала случайно сюжеты следующих авторов форума: ...., ...., ...., а также бабы Маруси из Чернопупыринска, маленькой Веры из Угрюмска, подружек Насти и Вики, моего голубоватого соседа по лестничной площадке Данила и множества других людей, которые творят на благодатной почве данного фандома, но здесь своё творчество не выкладывают. Спасибо всем этим людям! Разумеется, я не могу обойти вниманием свою учительницу русского языка и литературы, которая научила грамотно и красиво излагать свои мысли. Её твёрдую руку, которой она когда-то ставила мне неуды, вы конечно же сможете прочувствовать на страницах данного фика, т.к. я достигла значительных успехов под её чутким руководством. Хочу поблагодарить и мою лучшую подругу Альбину, которая познакомила меня со Скипом и данным форумом. Чмоки-чмоки всем этим людям и моей великолепной музе! Именно благодаря им я сейчас имею честь выложить тут своё скромное творчество на ваш суд."
1) Не забываем про тему "Играем в плагиат". Если хочется скопировать сюжет и авторский стиль изложения, то вам туда.
2) Модератор вовсе не истина в последней инстанции. Он не умеет читать мысли и, более того, не обязан каждодневно знакомиться с творчеством всех людей этого форума, чтобы строчить посты при первых же признаках плагиата. Я постараюсь прочесть всё, что тут есть, но это вовсе не означает, что я смогу удержать всё это в голове, чтобы потом, как в машину-автомат, вы могли мне загружать свои фики на проверку. Исходя из этого, я:
- никогда не обвиню кого бы то ни было в копировании чужого, только на основе своего имхо. Если отписываюсь в вашей теме по данному вопросу - значит факт плагиата вижу не одна я, а более трёх человек (взрослых, образованных и адекватных человек). Не надо при этом просить меня указать их поимённо. Каждый пользователь имеет право высказаться модератору в ЛС. В свою очередь, модератор обязан сохранить имя пользователя в тайне, если сам пользователь не хочет публично высказываться. Если есть желания отписаться в теме фика - никто не держит. Только следует помнить, что за слова придётся отвечать. Не уверены в своей оценке? Лучше промолчите.
- очень прошу других пользователей содействовать в выявлении фактов плагиата (с конкретными примерами, что именно вы усмотрели, а не голословное "Вася плагиатит Любу, Таню и Валю!" ). Я не могу быть во всех темах одновременно денно и нощно; у меня нет желания в обязательном порядке отслеживать каждый день абсолютно все фики на форуме, периодически перечитывая, дабы не забыть (памятью фотографической я не отличаюсь, увы). Мне за это не платят и не надо ждать, что я моментально отреагирую на плагиат. Увидели? Написали мне в ЛС. Только очень советую пять раз подумать перед этим.
Лариэль, хочется обговорить еще один момент (может, лишний): Не раз было, что в самой теме фанфа читатели отписывали под спойлер свое виденье продолжения, либо каких-то отдельных ситуаций, персонажей фика. Ни разу пока не видела, чтобы автор возражал, ведь такие комменты будят подуставшую фантазию, поднимают настроение, заражают энтузиазмом. Хотя это и творчество по чужим мыслям, но часто случается, что кусочки выходят классные. Читать подобное очень интересно и здорово. Не хочется, чтобы такие вкусняшки пропадали из-за недопонимания. Ведь они-то разрешены, не так ли?
Безусловно. Когда такие зарисовочки выкладывают непосредственно в теме фика, ни коим образом не скрывая автора оригинала, не претендуя ни на что, а как раз наоборот: подчёркивая, таким образом, интерес к творчеству человека, повышая популярность фика, то это лишь в плюс и всегда приветствуется. Если в голове вертиться небольшая сценка и очень охота её "приложить" к фику любимого автора в виде сообщения, то почему нет? Только два но:
1. Знайте меру. Если будете предлагать альтернативные пути развития сюжета и т.п. в каждом новом комменте к фику в виде мини-сочинения, то ничего хорошего в этом нет. Лучше создавайте свой фик, в таком случае, с ссылкой на оригинал, который вас так вдохновил.
2. Автор фика имеет полное право попросить удалить вольные фантазии других людей из своей темы (под спойлером они или нет - неважно). Если кто-то категорически против таких вот небольших зарисовок читателей, то так и указывайте в шапке фика.
Наткнулась в интернете на одну статью двухгодичной давности. Думаю, что прочесть её будет полезно всем молодым (и не только молодым) авторам. Хоть и рассматривается в ней писатель-фантаст, проблемы, о которых говорит автор статьи, касаются творчества абсолютно любого юного таланта, делающего первые шаги в писательском искусстве.
Инфантилизм молодого фантаста. Автор: Николай Пегасов
Едва ли мы сильно погрешим против истины, предположив, что хотя бы половина наших читателей «пробовала перо» либо собирается сделать это в ближайшее время. Всем, кому так или иначе небезразлична тема писательского мастерства, редакция «Мира фантастики» предлагает крепко задуматься над словами Николая Пегасова — нашего первого главного редактора. Того самого человека, благодаря которому вы держите в руках этот журнал.
Когда я был главным редактором «Мира фантастики», я читал много приходящего «самотёка» (поступающих в редакцию фантастических рассказов, иногда — повестей и романов), особенно в первые годы существования журнала. По долгу службы также приходилось знакомиться с ассортиментом среднего фантастического худлита, который отечественные издательства гонят сотнями наименований. За пару лет критического чтения у меня сложилось более-менее чёткое представление о том, что и как пишут наши молодые талантливые авторы (МТА), то есть начинающие писатели, которые или не издавались вовсе, или могут похвастаться двумя-тремя романами со смешными тиражами.
В подобной литературе нетрудно уловить основные тенденции, которые навевают тоску и грусть на опытного критика. Что же не так в творчестве молодых и талантливых? Почему художественная сторона их текстов слаба? Почему инфантилизм начинающего автора сквозит в каждом его абзаце? Почему такую литературу нельзя воспринимать серьёзно?
Я выделяю три главных причины.
МТА вне закона, или Подростковые комплексы фантастов
Поговорим о подростковых комплексах, которые МТА старательно выплёскивают при помощи клавиатуры. Эти комплексы можно выразить разными способами, веселее всего, конечно, читать о сексуальных опытах фантастических героев. Но для простоты я разберу проблему на примере одной, самой популярной темы: романтизация преступников. Наёмные убийцы, воры всех разновидностей, мошенники заполонили страницы не только рассказов, но и увесистых романов.
Если бы меня звали Зигмундом, я бы сказал, что в образе хладнокровного профессионального убийцы МТА хочет видеть себя, любимого. В поступках персонажа спрятана агрессия автора, слабого человека, который не мог постоять за себя, начиная с детского сада, и не умеет бороться с жизненными обстоятельствами в зрелые годы. Те же герои, которых уничтожает убийца, — это отражения придирчивой учительницы, занудного препода, трамвайного хама, подлого коллеги, шумного соседа и девочки(мальчика), которая(-ый) не дал(а). Ну, вы поняли: жаль, что меня зовут не Зигмундом.
Образ главгероя-преступника у МТА никогда не бывает цельным. Обычно он ведёт себя как романтик, а внутренние монологи слеплены из соплей. При этом он любит вспоминать, как «завалил» группу обидевших его стражников (орков, подростков), причем его ответ в разы кровавей и агрессивней, чем полученное оскорбление. Мир МТА и его героя эгоцентричен и должен подчиняться личному кодексу «понятий»: добро — это то, что ему приятно; зло — то, что неприятно. Спасти девственницу из лап тролля — приятно, следовательно, совершается добро и т. д.
У МТА главгерой-преступник всегда Робин Гуд, а не Аль Капоне. Психология настоящего преступного мира МТА неизвестна, но не потому, что он «не участвовал» (не дай бог кому), а потому, что читал не те книжки. Я сам не специалист и не детективщик, но могу порекомендовать «Очерки преступного мира» Варлама Шаламова, «Один год» Юрия Германа, «Эру милосердия» братьев Вайнеров, а из более современного — «Антикиллер» Даниила Корецкого (это отличное исследование постперестроечного бандитизма; Корецкий — наш Марио Пьюзо). Идеализированные преступники у МТА не ругаются матом, не ведут беспорядочную половую жизнь и не потребляют наркотические средства.
Понятно, что МТА быстро упирается в проблему психологической недостоверности. Главгерой — «в законе вор», порешил сотню человек, готов порешить ещё сотню, а на душе — сплошная доброта. Обычно решение радикально: главгерой лишается биографии. Читателю доступны лишь крошечные фрагменты мозаики, составляющей жизнь персонажа. Сирота, у него убили любимую девочку (мальчика), воспитание дал отшельник или мудрый глава воровской гильдии (тоже добрый внутри) — больше не знаем о нём ничего. Как выросло то, что выросло? Нет ответа.
Неоднократно мои знакомые (писавшие из любопытства, то есть даже не МТА) просили глянуть собственный фантастический опус и высказать мнение. Вне зависимости от выбранного направления (фэнтези, НФ, киберпанк и т. п.), в подавляющем большинстве случаев главгероями были наёмные убийцы.
Вот мы и выявили первую причину того, почему литература МТА инфантильна: подростковые комплексы писателя без его ведома прорываются на страницы книг.
МТА в фантазиях, или Жизнь без жизни
Теперь порассуждаем об отсутствии у МТА жизненного опыта. Чтобы художественный текст вышел оригинальным, достоверным, жизненным, он должен пройти через призму впечатлений автора. Впечатления берутся из окружающего мира, а их объём зависит от пережитого. Успех молодых писателей обычно опирается на автобиографические сюжеты и переживания. Им бывает трудно написать второй текст, ведь для этого нужно накопить новый жизненный опыт.
Но в фантастической литературе молодых талантливых авторов всё иначе. Они полагают, что смогут написать интересно «из головы», надеясь только на собственную фантазию, богатство которой превышает золотовалютные резервы Китая. На что же опирается эта фантазия?
Как правило, МТА никогда не путешествовал, не общался с творческими людьми, не варился в большом рабочем коллективе, не переживал катастроф и трагедий, да и реальной жизнью во дворе не сильно интересовался. Его жизненный опыт заключается в чтении фантастических книжек разной степени паршивости и просмотре фильмов из репертуара НТВ. Эскапист по своей сути, он садится и пишет плохой эскапистский текст, эдакое попурри из заезженных сюжетов и затёртых образов. Если же наш талантище куда-нибудь выберется, скажем, на конвент, то его следующий гениальный рассказ будет населён собутыльниками и коллегами-неудачниками — тем кусочком настоящей жизни, в котором ему довелось поучаствовать.
Безграничная вера в богатые закрома авторской фантазии — вот что губит произведения МТА. Из книг, в которые не вложено ни капли жизненного опыта и переживаний, складывается инфантильная фантастическая литература. Это вторая причина, почему тексты МТА невозможно воспринимать всерьёз.
МТА в невежестве, или Ученье — вот чума
Теперь открою глаза на вопиющее невежество молодых талантливых авторов.
В жанровой литературе, которая в магазинах обитает на полках с надписью «Фантастика», антуражные описания необычной вселенной важны почти так же, как выпуклые образы героев. Вот МТА и сочиняют собственные научно-фантастические или фэнтезийные миры, куда помещают сюжеты и персонажей. Читатель ожидает, что миры эти, хоть и ненастоящие, будут обладать достаточной степенью достоверности и реалистичности, чтобы в них можно было поверить и — влюбиться. Ведь даже в «абсурдных» мирах Кэрролла или Пратчетта есть система.
Хочешь сконструировать достоверный фантастический мир — опирайся на научные дисциплины: физику, химию, географию, биологию, антропологию, социологию, историю, культурологию, астрономию, лингвистику и т. д. Даже если пишешь фэнтези, особенно если пишешь фэнтези, потому что книга и так будет перегружена волшебными допущениями. Реализм в «посторонних» деталях поможет сделать фэнтезийный мир живым.
Проблема МТА в том, что все перечисленные дисциплины, от физики до лингвистики, они берут не из школьных учебников, а придумывают сами, с нуля. На (анти)научно-фантастическую литературу в исполнении МТА обрушиваются потоки критики и в сетевых дискуссиях, и на конвентах, а популярных авторов научпопа необразованность этих МТА доводит до белого каления. Но в фэнтези, которого издается больше, чем НФ, безграмотной лажи никак не меньше. Если уж автор задумал НФ, то он хотя бы почитает умные научные книжки — так положено. А вот фэнтези, как считают МТА, можно полностью фантазировать «из головы».
Реализм для фэнтези не важен? Ладно, я готов закрыть глаза на одну нелепость, на две. Но если из них состоит вся книга целиком? Как мне относиться к автору, когда эльфов у него зовут греческими именами (потому что красиво), когда средневековье у него без феодалов, когда золото весит легче древесины, а основа госэкономики — добыча драгоценных камней на украшения? Почему на нарисованной МТА географической карте из одного озера вытекают две реки, а другое, бессточное, судя по тексту, остается пресным? Почему ближайшие насёленные пункты Империи отстоят друг от друга на сотни миль, а между ними — какие-то пустоши, прорезанные дорогами? Почему главный торговый город расположен в углу карты, окружённый болотами? Почему рыцари в тяжёлых латах, если не изобретено огнестрельное оружие? Почему все имена и названия представляют собой случайные наборы звуков, когда в реальности известны значения подавляющего большинства человеческих имён или названий городов?
МТА возражают, что главное в их книгах — богатая фантазия, а не претензия на достоверность. На любой вопрос отвечают «я так вижу» или «it's magic!», то есть, по их мнению, в фэнтези дозволен любой градус невежества. Особенно смешными получаются книжки, в которых на высоконаучном уровне проработан один-единственный аспект, например, конструкция стрелкового оружия или техника фехтования. Выпады и кульбиты изучены по серьёзной справочной литературе, но война между двумя империями по-прежнему начинается из-за Елены Прекрасной, как в гомеровских сказках.
Представления об устройстве мира на уровне начальных классов школы — вот что отличает книжки МТА от достойного чтения. И это третья причина того, почему такая литература инфантильна.
__________
До тех пор, пока молодой автор не подавит в своих текстах подростковые комплексы, не наберётся жизненного опыта и не перестанет демонстрировать вопиющее невежество, он будет выдавать только слабое, инфантильное чтиво.